Одна из сложностей плавания по судоходным рекам состоит в умении своевременно разминуться со встречными или обгоняемыми судами. Для этого встречные суда всегда расходятся левыми бортами, прижимаясь к правой стороне по ходу фарватера.
Здесь следует отметить, что чрезмерное сближение маломерного судна с крупным всегда чревато последствиями: согласно законам физики между сблизившимися судами возникает область пониженного давления и они «присасываются» друг к другу. При этом легкое судно перестает слушаться руля, что практически исключает возможность предотвратить столкновение.
Основные звуковые сигналы судов.
- 5 коротких сигналов. Подающее их судно предупреждает окружающих о какой-то опасности и требует повышенного внимания. Услышав этот сигнал, необходимо остановиться.
- 4 коротких сигнала. Подающее их судно собирается сделать разворот или встать на якорь. Чтобы избежать столкновения, нужно сбавить ход и внимательно следить за маневрами судна, подающего сигнал.
- 2 продолжительных сигнала. Подает судно, когда его машины работают на задний ход. Следует быть осторожными — судно движется кормой вперед.
- 1 продолжительный, 3 коротких и 1 продолжительный сигнал. Их подает судно, чтобы обратить на себя внимание. Во избежание столкновения надо следить за его маневрами.
- 1 продолжительный, 1 короткий и 1 продолжительный сигнал. Это значит, что судно просит подойти к его борту. Соблюдая осторожность, нужно обязательно выполнить просьбу.
- 3 коротких сигнала. Это тревога: человек за бортом! Услышав сигнал, нужно принять все меры к спасению попавшего в воду человека.
Во время тумана, снегопада, сильного ливня и при других неблагоприятных условиях, ограничивающих видимость, подаются особые сигналы:
- 3 продолжительных сигнала через каждые 2 минуты. Ими извещают о своем присутствии самоходные суда в движении.
- 2 продолжительных сигнала через каждые 3 минуты. Эти сигналы подают самоходные суда на стоянке.
- Частые удары в колокол с перерывами в 2—3 минуты. Извещают о несамоходных судах на стоянке, паромных переправах и плавных мостах.
В случае бедствия сигналы подаются всеми возможными средствами: свистком, гудком, сиреной (повторяющиеся продолжительные сигналы); колоколом (непрерывные удары); огнем (частые мигания или перемещения белого мачтового огня вверх и вниз); флагом на мачте — перемещают его вверх и вниз (днем); красной ракетой; фальшфеером (огнем типа бенгальского) с красными звездами.
По сигнальным огням легко определить, в каком направлении движется судно.
- Цветные огни на мачте и по бортам означают, что судно движется навстречу. При этом зеленый огонь горит на правом борту идущего судна, а красный — на левом.
- Треугольник из белых огней означает, что теплоход движется от нас.
- Красный огонь на мачте в сочетании с обязательными бортовыми огнями несет пожарное судно, идущее на тушение пожара. Если это судно пересекает наш курс справа налево, то будут видны только красные огни: отличительный правого борта и мачтовый.
- Белый и зеленый огни на мачте несет грузовой теплоход — сухогруз. Если он пересекает наш курс слева направо, видны только огни на мачте и зеленый огонь правого борта.
- Два бортовых огня — зеленый и красный — означают, что навстречу движется парусное судно.
- Два белых огня один над другим поднимают на мачте суда, буксирующие баржи.
- Белые огни зажигают на носу гребные лодки и шлюпки.