Летние леса привольные, щедрые. И чего-то в них нет — и грибов, и ягод, и съедобных трав! Только не расточительствуй и не собирай что попало. Всякое занятие в лесу не должно разорять лес да не быть пагубным и для нас самих. Особенную осторожность надо проявлять к сбору ягод. Ведь наряду с полезными в лесу есть немало и опасных для здоровья. «Не брать их и не рвать!» — таково непреложное правило обращения с коварными ягодами. Помните о том сами и научите этому детей. Неопытность может обернуться несчастьем.
Самые опасные в русском лесу — ягоды волчьего лыка. Что ж представляет собой это растение?
Апрельский лес. Спешно набирается тепла его жухлая листвяная подстилка, которую буравами сверлят зеленые побеги трав. От солнечных лучей и теплого воздуха основательно прогрелись кроны и стволы деревьев, и теперь в них безудержно бродит живительный сладкий сок. И уже первые цветочки радуют глаз наблюдателя. Как не полюбоваться, к примеру, дафной, прозванной в народе волчьим лыком. Собой дафна коротышка, ее кустики с локоток или немного выше. Зато душиста и симпатична! Алые цветочки снизу доверху унизывают тонкие веточки, будто бантиками разубран лесной кустик. Прозывают волчье лыко лесной сиренью, за сходный запах. Только подолгу не вдыхать его — дурманит и кружит голову. Ведь волчье лыко, по-другому, волчец, волчеягодник,— растение ядовитое, причем ядовито всеми своими частями.
В коре волчеца содержится острый гликозид дафнин и желтоватая смола мезереин. Эту смолу можно обнаружить в корнях и плодах кустарника, именно мезереин делает его ядовитым. Сушка не уничтожает действующего начала, и высушенное растение остается жгучим, токсичным. Но всего опаснее ягоды волчьего лыка. Десять — пятнадцать штук — смертельная доза для человека. Ягоды, помимо мезереина, накапливают еще яд коккогнин, вызывающий тяжкие отравления. Пострадавшего бьет судорога, он чувствует колики и упадок сил; зрачки его глаз расширены, воспалены.
При сильном отравлении больной страдает рвотой, поносом, а затем и вовсе теряет сознание. Ему немедленно очищают желудок, как противоядие дают глотать лед и слизистое питье — кисель или отвар.
Надо оберегать от волчьего лыка детей. Чаще всего именно дети отравляются коварными ягодами. Летом, в пору походов за земляникой и черникой, они по незнанию могут принять плоды дафны за съедобные и собрать их. С виду ягоды волчьего лыка похожи на красную смородину, но путать их категорическим образом нельзя. Надо показать детям на месте, что в лесу берут в пищу, а к чему вообще притрагиваться нельзя.
Домашние животные, за редчайшим исключением, почти не отравляются волчеягодником. Жгучий сок кустарника отпугивает их. Правда, пастухи наблюдали иногда, как овцы или козы щипали зелень дафны без вреда для себя. В малой порции листва, по-видимому, для них не опасна. Во всяком случае, скот волчеягодником не отравляется. Интересно, что для дроздов не вредны даже ягоды дафны. Они их поедают без каких-либо опасных последствий, растаскивая семена по всему лесному приволью. Выходит, сеятелями волчьего лыка бывают прежде всего птицы. Проглоченные ягоды перевариваются частично, семена, например, остаются всхожими и после сложного путешествия по желудочно-кишечному тракту.
Говоря о вреде ядовитого растения, справедливо сказать и о его пользе. Все тот же волчеягодник не бесполезен в лесу – его ранневесенние цветы — великолепное пчелиное пастбище. Медоносность цветов отменная. Ядовитая кора дафны может снабжать ценным красителем для шерсти. Умелое применение ядов в медицине — в интересах здоровья. Издавна настойку из коры волчеягодника используют при растираниях от ревматизма.