Хорошо известно, что чай способен снимать усталость, не нарушая в то же время нормальной деятельности организма, не являясь ни допингом, ни наркотиком. Однако эти благотворные свойства чая проявляются не мгновенно, не резко, а незаметно, исподволь, при систематическом и умеренном потреблении этого чудесного напитка. Но здесь надо сразу же подчеркнуть: под словом “чай” мы подразумеваем заваренный по всем правилам чайного искусства – ЧАЙ с большой буквы. Только такой напиток может оказывать благотворное и правильное воздействие на жизнедеятельность организма.
Вполне понятно, что такие свойства чая чрезвычайно ценны для туристов, альпинистов. В то же время чай, а не чаек, можно приготовить лишь при соблюдении определенных условий, лучше всего в домашней обстановке. Ведь чай – напиток сугубо домашний: по принципам своего приготовления, по высоким требованиям к чистоте воздуха, посуды, обстановки. Его надо делать с толком, с чувством, с расстановкой. В походных же условиях неизбежно возникнут многие нарушения приготовления чая. Как же совместить необходимость с невозможностью или затрудненностью приготовления настоящего чая в полевых условиях?
На этот вопрос, возникший, кстати, впервые еще тысячи лет тому назад, ответ дала история употребления чая у многих кочевых, горных, пастушеских народов, а также история применения чая в армиях различных стран в течение последнего столетия. Да, избежать противоречия возможно, но и при этом надо соблюдать известные условия. Есть три способа употребления полноценного чая в походных условиях. Первый способ – приготовлять чай заранее, в нормальных стационарных условиях по всем правилам, а затем брать его в поход в качестве готового налитка в термосах, то есть в идеальной упаковке. Второй метод – древнейший, используемый народами высокогорных стран, в пеших переходах. Он состоит в том, чтобы брать с собой заранее приготовленный порошок из чая (то есть чай, перетертый в пудру и занимающий совсем мало места) в хорошей, непромокаемой упаковке и употреблять его либо в сухом виде, смешанным с маслом, мукой, исключительно для подкрепления, а не как питье, либо в виде взбитой с небольшим количеством горячей воды сметанообразной смеси, либо в качестве своеобразного супа, то есть варить его в котелке с молоком, маслом, крупой. Для всех этих целей годится только кирпичный зеленый чай, не теряющий своих питательных, полезных и вкусовых свойств при указанном методе приготовления.
А как же быть, когда хочется выпить просто крепкого и вкусного черного чая, особенно привлекательного для замерзшего или продрогшего человека, у которого нет с собой термоса! Что ж, пейте на здоровье. Для этого возьмите с собой чистую эмалированную посуду с хорошей плотной крышкой (либо в виде чайника, либо даже в виде кастрюли). Вскипятив воду на костре, согрейте ею подготовленную чайную посуду, а затем подальше от костра и дыма заварите в ней сухой чай из расчета четыре чайные ложки сухого чая на литр воды. Затем закройте плотно крышкой, закутайте и выдержите 5-6 минут, но ни в коем случае не ставьте на угли, на огонь костра. Зимой чай можно заваривать до 8 минут, но не более, иначе он будет горьким. Зеленый байховый (а не кирпичный) чай заваривается таким же способом, но экспозиция (выдержка) заварки увеличивается до 10-12 минут. Особое внимание следует обращать на воду для чая. Она должна быть чистой, желательно родниковой. Кроме того, воду надо стараться не перекипятить, то есть не доводить до бурления: появление маленьких пузырьков – уже достаточный признак готовности воды для чая. Таким образом, как видим, чай в походе заваривать и употреблять возможно, но с известными предосторожностями и ограничениями в самих способах приготовления.
Вот почему в походных условиях кочевые народы часто применяли и продолжают применять не чай, а различные его заменители из числа пахучих трав, листьев, ягод, цветков или почек различных растений. Преимущество этих заменителей по сравнению с настоящим чаем состоит в том, что их можно варить, кипятить в воде, до 10 минут, а не только заваривать, и при этом они не потеряют всех своих целебных свойств. Разумеется, такие “травяные чаи” далеко не так вкусны, как настоящий, а порой и просто невкусны, но все же они дают возможность очистить любую речную воду от неприятного запаха ила, а во-вторых, очистить ее и биологически, сделать приемлемой, безопасной.
Какие же травы и растения или их части можно использовать для “чаев”? На первом месте по качеству стоят земляничный лист и зверобой, а также цветок липы, листья и цветки мяты. Похуже качеством кипрей, листья брусники, крапивы, аптечная ромашка (мелкая), чабрец. Все эти растения хорошо известны даже людям, далёким от ботаники, в лесах и полях они сохраняются большую часть лета, до осени.
Есть еще целый ряд трав, которые можно использовать для “травяных чаев”, но рекомендовать их можно лишь специалистам, ботаникам, которые способны отличить их от множества сходных с ними по внешнему виду ядовитых растений. Так, например, в Восточной Сибири широко распространено заваривание бадана, но только местное население, знающее места сбора и внешние признаки этого растения, безошибочно умеет отличить его от бадана ядовитого. Вообще, проявлять самодеятельность в деле сбора и сушения “чайных растений”, а тем более их заваривания, не следует.
Необходимо еще иметь в виду, что любой “травяной чай” может быть приготовлен только из сырья, прошедшего сушку. Поэтому нельзя заваривать чай из только что собранных трав. Надо их непременно высушить. Кроме этого, увлечение массовым сбором разных трав, листьев, ягод, цветков, почек уже нанесло вред “растительному царству” во многих областях нашей страны. Поэтому пользоваться “травяным чаем” надо в исключительн ы х случаях, когда это действительно необходимо. При этом срывать “траву” следует не с корнем, не всю целиком, а лишь отщипывать верхнюю треть части растения. И, наконец, собирать растения надо только на конкретные цели: на заварку в походе, а не впрок, ибо при длительном (более двух недель) хранении эти нестойкие травы теряют свои “чайные” свойства. При неправильном же сборе, сушке и условиях хранения (в полиэтиленовой упаковке) срок их полезной годности еще короче.
Итак, подведем итоги. Чай в походе и нужная, и возможная вещь, но чтобы он имел смысл, приобретал действительно то значение, которое делает его желанным, помогающим сохранению сил, здоровья, бодрого настроения всех участников похода, нужно постараться соблюсти определенные правила. Чай, конечно, можно выпить и с дымком, никто от этого, как принято говорить, не умрет. Но что это будет за чай? И будет ли это вообще ЧАЙ? Ибо чай хорош только тогда, когда он хорош!
* * *
Напитки из трав, частей растений (листьев, стеблей, почек, бутонов, цветков, коры) имеют свои названия, которые тесно связаны как с их составом, так и со способами приготовления.
Отвары из стеблей, листьев травы, высушенных на солнце, в тени, на ветру, заливаются горячей водой и кипятятся от 5 до 10 минут. Такие напитки называются декоктами.
Декокты можно делать из всех трав и растений, не являющихся пряными: липы, земляники, малины, ежевики, крушины, зверобоя, толокнянки и т. п. Но если травы пряные, то их не отваривают, а просто заливают крутым кипятком, в отличие от чая – перекипяченым и дают настаиваться под крышкой не менее 20 минут. Эти напитки, называемые НАСТОЯМИ, можно делать из мяты, дикого и садового шалфея, чабреца, тимьяна, фейхеля, аниса и др. Наконец, когда имеют дело со смесью непряных растений и экзотических пряностей (перец, гвоздика, лавровый лист, корица), к которым до приготовления или в процессе приготовления добавлены сахар или мед, то их заливают горячей водой и отваривают не более 5 минут, а затем дают настояться 10 минут. Такие напитки носят название сбитней.
Декокты, настои и сбитни могут дополнять собой чай, могут заменять чай, пока он временно отсутствует, но никак не могут ЗАМЕНИТЬ чай, подобно тому, как вода не может заменить молоко.
Дозировка здесь необязательна, заваривайте по вкусу.
В. Похлебкин